10. Методы организации инноваций в сфере сервиса (мозговой штурм, морфологический ящик).

ОСНОВНЫЕ ШАГИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Опыт показывает: основные идеи морфологического анализа проще всего понять, пройдя по шагам его алгоритма на примере создания нового объекта.

Доверившись алгоритму, не спеша (!!!) и детально проанализируем сочетания, полученные на шаге 4. Итак, на какие идеи может навести: Сочетание N 1: прямоугольник + лак для ногтей Представим себе визитку или рекламный сувенир, на которых рабочий телефон, домашний телефон, сотовый телефон, личный E-mail или иная нужная информация покрыты сверху соскабливаемым и непрозрачным составом. Например, тем самым, который используется при проведении некоторых лотерей. Зная реакцию соотечественников на запреты, очевидно, многие из них непременно будут соскабливать этот слой, прорываясь к истинному знанию личного телефона и т.п.… А раз будет действие - значит запомнят визитку/сувенир и Вашу фирму, будут рассказывать и показывать коллегам.

Сочетание N 2: прямоугольник + пятно бульона Представим себе визитку или бэдж, графические элементы на котором со временем плавно изменяют свои очертания… В чем дело? На бэдже или ином рекламном сувенире питательным раствором (бульоном) нанесено невидимое изображение. На эту поверхность "поселяются" безвредные микроорганизмы, которые начинают размножаться, тем самым постепенно окрашивая и заполняя картинку… Не исключено, что рекламные агенты смогут по-новому терроризировать Заказчика, указывая на свой бэдж и говоря: "Этим живым русским тамагочи уже пора есть - быстро-быстро проплачивайте!". А можно ли использовать две-три разноцветных колонии микробов? Конечно… Может быть, это новый вид "живых" абстрактных картин, изменяющихся в течение дня или недели? Не исключено. Например: в Японии наиболее интересные изображения, наблюдаемые при исследованиях на электронных микроскопах, используют в качестве готовых декоративных рисунков для тканей...

Сочетание N 3: поверхность + щетина Что бы это значило? Представьте себе, приходит жена домой и говорит: "Милый, отстегни потолок, я купила новенький!". Застежку "липучка" знают все, но почему-то не догадываются использовать ее для крепления бэджей, ценников, деталей одежды и прочих элементов выставочных стендов в частности и интерьеров в целом… Другой вариант: на каждой щетинке, чешуйке - полезная информация. Например, покроем стену стенда чешуйками-визитками - пусть посетители отрывают. Естественно, визитки могут быть обновляемыми, иметь разный цвет, образовывать - при взгляде издалека - цельный рисунок и т.п.

Сочетание N 4: прямоугольник + пляжный песочек Визитка с песком? Если на корпоративную визитку нанести полосу абразива, мы получим обычную "шкурку", с помощью которой можно поправить грифель карандаша, подточить ноготь, прочистить свечу зажигания… Кончено, у данного решения есть вполне понятные ограничения: представьте себе, что такая визитка или сувенир будет распространяться не торговцами автомобилями, а окулистами…

Сочетание N 5: растительные формы + диэлектрик Диэлектрик это понятно. А что такое растительные формы? Деревья, кусты, травы… Трава похожа на щетину - это у нас уже было. Трава колышется под ветром на диэлектрике… А что если вспомнить школьный электроскоп, лепестки которого соединяются-разъединяются под действием электростатического заряда? То есть, искусственный ворс, трава, щетинки-световоды могут распушаться, или наоборот, притягиваться под действием небольшого заряда… Или колыхаться в такт медленной музыке. Да. Правда, мы вновь оторвались от исходной визитки и явно придумываем новый вид рекламного бизнеса по созданию аттракционов, витрин, стендов и т.д. для различных зрелищных мероприятий. При внимательном прочтении предыдущего абзаца, выясняется, что в нем изложена серия новых и явно патентоспособных идей по Международной классификации изобретений GO9F "Изобретения в области рекламы". Их патентование, при условии широкого внедрения, означает… официально разрешенную монополию.

НАЗНАЧЕНИЕ МОФФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средневековым монахом Раймондом Лулием (примерно 1235 - 1316 г.г.) и астрофизиком Фрицем Цвикки, работавшим в США в середине XX века. Во-первых, морфологический анализ - прекрасная тренинговая процедура, позволяющая сбить "инерцию мышления", иначе взглянуть на известное… Выше было продемонстрировано, как на основе знания, доступного выпускнику средней школы, можно усовершенствовать традиционную визитку. Более того - получить ряд оригинальных идей в других областях деятельности. Конечно, большинство из конкретных вариантов нереализуемы в рамках одной фирмы. Но - при правильном выполнении шагов - морфологический анализ даёт отличную от нуля вероятность получения гаммы решений.

Во-вторых, кроме получения новых идей, если так можно выразиться, "с нуля", морфологический анализ позволяет развивать уже имеющиеся идеи. Допустим, в результате решения какой-либо насущной проблемы, у решателя имеются 4 идеи: Идея-1, Идея-2, Идея-3 и Идея-4. Каждая из них обладает как "плюсами", так и "минусами"… Что делать? Можно поступить формально и построить таблицу и рассмотреть всевозможные попарные сочетания идей. Опыт показывает: маловероятно, что из 4-х идей мы получим 4 х 4 =16 полноценных идей, но 5-6-7 новых, частично или полностью снимающих "минусы" и усиливающих "плюсы" исходных - да, это вполне реально. Каких-то принципиальных ограничений по использованию метода не известно. Из усилителей морфологического анализа, прежде всего, имеет смысл назвать ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера, и, конечно, практику, практику и еще раз практику применения метода.

ТОНКОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Вернемся к шагам алгоритма. Шаг 0. Еще до применения метода, нужно определить, чего собственно мы хотим: • вариант-1: мы хотим - в принципе - не изменять объект качественно и просто получить новую визитку; • вариант-2: мы хотим - лишь отталкиваясь от визитки - придумать гамму новых рекламоносителей, новых направлений искусства и/или бизнеса. В зависимости от этого мы и будем строить свою работу далее. При этом полезно помнить: морфологический анализ увеличивает вероятность получения интересного решения, но не гарантирует его…

Шаг 1. Здесь особых секретов нет. Шаг 2. Выбор основных характеристик объекта, которые выражаются отвлеченными понятиями. Теоретически, на этом шаге можно рассматривать 10 или 20 параметров, однако позже, на этапе "довоображевывания", большинство людей с трудом оперируют более чем двумя-тремя абстрактными параметрами одновременно, а тем более придумывают новое. Поэтому лучше - особенно первое время - не использовать более 2-х параметров. Что это может быть? В принципе, любые характеристики исходного объекта: энергообеспечение; размеры; форма; материал; направление; структура; движение; связи с другими объектами и т.п. В то же время, прозевав важную характеристику, можно потерять целый веер решений… Поэтому простейшая рекомендация: если метод не дает решений - вернитесь к шагу 2, замените характеристики и вновь пройдите алгоритм. В зависимости от цели анализа, выбранной на шаге 0, можно делать анализ более абстрактным (и тогда, скорее всего, мы уйдем далеко от исходного объекта), либо более конкретным.

Скажем, выбрав на шаге 2 не просто "Форму", как в Таблице 13, а "Форму плоских тел": ромб, круг, плоская спираль Архимеда, "змейка", звезда - мы явно получим не принципиально новый рекламный сувенир, а нечто "визиткообразное". Шаг 3. Перечисление вариантов реализации характеристик, выбранных на шаге 2. Обратите внимание - в Таблице 13 перечисляются не те варианты Формы и Покрытия, которые встречаются у визиток, а Формы и Покрытия которые бывают вообще… (И именно поэтому мы получим новые решения). Откуда их можно взять? Из справочника, энциклопедии, опыта коллег, поисковой машины в Internet и т.д. Принципиально другое: мы не должны думать, подходит нам вариант или нет - это мы сделаем позже, на шаге 4. На шаге 3 мы просто выписываем различные варианты. Желательно, чтобы они обладали "острыми", провоцирующими наш мозг свойствами. Например, "пятно борща" легко представимо, а некая абстрактная "питательная среда для развития микроорганизмов" - явно нет.

Шаг 4. Рассмотрение различных полученных комбинаций и их "довоображевывание". Перебирая все сочетания, либо - если их много - только случайно отобранные, нужно стремиться всячески "дотянуть" выбранное сочетание. Аристотелевская логика здесь плохой советчик, лучше использовать возникающие ассоциации и стремиться довести их до разумного варианта. Впрочем, если какое-то сочетание "никак не идет", "не дает зажигания" - смело бросайте и берите новое, благо их достаточно много. Для уверенно владеющих ТРИЗ здесь можно рекомендовать использовать "ресурсный подход" и закономерности развития технических систем (ЗРТС). Предыдущие шаги алгоритма достаточно просто "поставить на компьютер", но очень трудно это сделать для шага 4. Почему? Человек способен не только выйти, например, на сочетание "прямоугольник + щетина", но и дофантазировать его до ряда работоспособных решений, а компьютер, пока что не работающий с широкими контекстами - нет.

К частным случаям морфологического анализа можно отнести диаграмму Генри Гантта (Gantt), одного из пионеров в исследовании организации бизнеса. Сама по себе диаграмма проста: по вертикальной оси откладываются элементы какого-либо Проекта, по горизонтальной - время (дни, недели); на пересечении этих двух координат - изменение элементов Проекта во времени. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей - и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем... Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день" - писал создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (1924-1998 гг)

«Мозговая атака» (брейнсторминг) — процедура группового креативного мышления, точнее — это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Данная схема включает ряд фаз. 1. Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например: а) проблема — «как преуспеть на современном рынке?»; б) проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов; в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы; г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность ведущему оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы. Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий:} группа должна состоять примерно из десяти человек; социальный статус участников должен быть примерно равным; в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение; - обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии «релаксации». Кресла должны быть расположены покругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски; руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников; в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура мозговой атаки. Здесь выделяются три этапа: — Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?» Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске. — Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

4. Заключение. Здесь могут иметь место два варианта: — «Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменно виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

— Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы: 1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности. 2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей. 3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки. 4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?» 5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в практически возможные. 6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое. 7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику. 8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства: — планирование и прогнозирование; — маркетинг; — оперативное управление производством; — управление персоналом.

Hosted by uCoz